Святыня Тобольского Кафедрального Софийского Успенского собора — икона Божией Матери - Строительство

Святыня Тобольского Кафедрального Софийского Успенского собора — икона Божией Матери

Тобольская икона Божией Матери

Печатается по благословению Преосвященнейшего
епископа
Тобольского и Тюменского
ДИМИТРИЯ

Тюмень, 1993 г.

Печатать дозволяется. 29-го июня 1894 г. Тобольск.

Цензор Кафедральный Протоиерей Н. Грифцов.

Проверено и просмотрено
священником Сергием Кистиным
Трехсвятительская церковь, г. Тюмень

Первая святыня Тобольскаго Кафедральнаго Софийскаго Успенскаго собора — икона Божией Матери, именуемая «Тобольскою», писана на полотне, наклеенном на доске, имеющая в вышину 5 и в ширину 3% четверти.

Приснодева изображена в убрусе и короне, с Предвечным Младенцем на левой руке. Который также в короне. Из надписи на иконе видно, что она есть точная копия, по изображению и мере, с чудотворной иконы Божией Матери Ильинской, что в Черниговском Кафедральном Соборе.

Из Чернигова в Тобольск привезена эта икона в 1711 году митрополитом Иоанном Максимовичем, в этот город приехавшим на Тобольскую кафедру из архиепископов Чернигова. При жизни Иоанна Максимовича эта икона стояла в его моленной келлии, а по смерти, последовавшей 10 Июня 1715 года, поставлена была в алтаре, прежде Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, а ныне придела Иоанна Златоустаго, вблизи места погребения святителя.

Для прославления Богоматери и благодарнаго воспоминания приснопамятнаго митрополита Иоанна Максимовича, молитвенно простиравшагося пред ликом Богоматери, а быть может, в молитвах пред ним и отошедшаго в вечность, находим нужным подробнее сказать о чудотворном образе Тобольской Божией Матери.

По изследованиям автора «Описания Собора», изд. 1852 г., с чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, не позже второй половины прошлаго столетия, прославилась благодатными явлениями, стала именоваться «Тобольским чудотворным образом Пресвятыя Богородицы», и в честь ея 5-го Июля установлено особое празднество: но все же она оставалась на прежнем месте — в алтаре Златоустовскаго придела.

С течением времени, говорит автор описания «Наиболее чтимых икон в Тобольской епархии», икона мало-помалу пришла у жителей Тобольска в забвение: перестали и праздновать 5-е Июля и только в 1848 году возобновилось достойное почитание ея. О начале этого возобновления почитания св. иконы сохранился документ, присланный в собор в копии, при указе Тобольской Духовной Консистории, от 31 Июля 1873 года за № 7432, для хранения при памятной книге Собора.

«Дни 13 и 14 Июля, — так говорится в этом документе, — по своим событиям, совершившим ся в Тобольске, глубоко сохранились в нашей памяти, а потому мы (т. е. представители общества — нижеподписавшиеся) в настоящее число, как день 25-ти летия совершившемуся, сознавая непрочность человеческой жизни, искренно желая распространения славы Пресвятой Богородицы, в уважение чудотворных действий Тобольской иконы Божией Матери, решили записать эти события, удостоверив правоту их нашим подписом.

В ночь на 13-е Июля 1848 г. икона Почаев- ской Божией Матери, находившаяся в Иоанно предтеченском, междугорном, ныне Иоанно-Вве-денском женском монастыре, приснилась мещанину Ивану Пермякову, человеку христианской жизни, ныне умершему, а тогда жившему в Подчувашинском предместье, в небольшей бедной хате. При этом Пермякову было указание, чтобы жители Подчувашинскаго предместья подняли Почаевскую икону и принесли в «Подчуваши», в избавление от свирепствовавшей тогда холеры.

На другой день Пермяков объявил жителям о видении.

Избрав из среды своей депутатов, жители «Подчуваш» отправили их с Пермяковым в Ивановский монастырь к настоятелю Гавриилу, а с ним последним посланные были представлены Преосвященному архиепископу Георгию, который и благословил поднять одновременно икону и, по отслужении молебна, отнести обратно в монастырь местностию, называемою «Тырковка».

Слух о явлении иконы, распространившись по городу, вызвал в жителях усердие служить молебны с поднятием иконы в город, почему многие из граждан обратились с этим к бывшему тогда кандидатом городскаго головы купцу Ивану Яковлеву Бронникову, который, желая осуществить усердие граждан, пригласив в думу мещан- скаго старосту Димитрия Ильина Метелева и мещанина Козьму Николаева Николаева, поручил им отправиться в Подчувашинское предместье, для вернаго разузнания обстоятельств.

Прибыв в Подчуваши, присланные, расспросив Пермякова, пригласили его в думу. В думе Городскаго Головы не застали, а между тем у жителей города сформировалось желание просить преосвященнаго, предварительно поднятия иконы в Подчуваши, принести ее в собор, где и отслужить обедню. Холера в это время достигла ужасающих размеров.

В распоряжении относительно приноса иконы произошла медлительность и время протянулось до 5 часа пополудни.

В это время у одного из граждан, мещанина Козьмы Николаева, состоявшаго тогда помощником коммисара участка большой Архангельской улицы и Подчувашинскаго, по холерному комитету, явилась мысль возобновить чествование за бытой жителями иконы Пресвятой Богородицы Тобольской. Мысль эта тотчас была приведена в исполнение.

В 7 часов вечера 13-го же числа, кандидат головы Бронников, с депутатами-купцами: Иваном Черемисиновым, Александром Ершовым и мещанами: Стефаном Кузнецовым, Григорием Сильвестровым, Иваном Пермяковым, Димитрием Метелевым, Михаилом Чебыкиным и Козьмою Николаевым, отправился к преосвященному и объявил желание жителей города поднять в собор Почаевскую икону Божией Матери и возобновить празднование Тобольской иконы Божией Матери, находившейся тогда в приделе Иоанна Златоустаго, где покоится уважаемый митрополит Иоанн Максимович.

Преосвященный сначала затруднился даже в отыскании Тобольской иконы Божией Матери, но, выслушав указание мещанина Козьмы Николаева, подкрепленное книгою «Памятник веры», он благословил просимое и тотчас же приказал открыть благовесть для совершения всенощной, причем сделал распоряжение, чтобы на другой день, при приносе Почаевской иконы Божией Матери, она была встречена до литургии у церкви чудотворца Николая иконою Тобольской, с подобающею честию.

На другой день, т. е. 14 Июня, преосвященный с крестным ходом встретил Почаевскую икону, а по отслужении литургии в соборе, совершен был крестный ход вокруг города. По отслужении последняго молебствия у церкви Архистратига Михаила, Тобольская икона, в сопровождении духовенства, была отнесена в собор, а икона Почаевская — в Подчуваши, а оттуда, по отслужении молебна, была отнесена в собор же, где и находилась до относа Абалакской иконы Божией Матери, т. е. до 25-го Июля.

С 15-го Июля холера начала заметно ослабевать и затем вскоре совершенно прекратилась.

В память избавления от ужасной болезни, жители Тобольска просили преосвященнаго, еженедельно, по пятницам после вечерни, со звоном в соборе, читать акафист Божией Матери, что совершалось до сего времени неопустительно соборянами, а с приездом в Тобольск епископа Агафангела совершается служение молебна и чтение акафиста Божией Матери самим Архипастырем.

Случаи милосердия от Тобольской иконы Божией Матери (продолжает документ) в городе Тобольске были следующие:

  • Тобольский купец Яков Ершов, служивший в должности соборнаго старосты, страдал временно совершенным безумием. Узнав о возобновлении чествования иконы, он просил свое семейство о приносе ея в его дом, что и было сделано 14-го Июля. Усердныя молитвы его и семейных были услышаны Владычицей Небесной: больной попра-вился и пребывал до конца жизни в совершенном здоровье.
  • Купеческий сын Александр Иванов Спиридонов страдал онемением пальцев рук и ног, что отнимало у него возможность движения, и, кроме того, болезнью, схожею с пляской св. Витта. Кормили его окружающие.

После приноса к нему иконы, молитва и здесь была услышана. Страдалец получил исцеление и на другой день, хотя слабо, но уже владел пальцами.

  • Чиновница Анна Попова, страдавшая неизлечимою болезнею, по отпетии акафиста Богородице пред Тобольскою иконою в ея доме, выздоровела. Настоящее удостоверение (так заканчивается приведенный документ) поручается передать Тобольскому духовному Начальству чрез посред ство мещанина Козьмы Николаева. Г. Тобольск. 13 дня июля месяца 1873 года» .

*** Подлинное подписали: Тобольский мещанин Козьма Николаев Николаев, Тобольский мещанин Димитрий Ильин Метелев, Тобольский мещанин Иван Петров Пермяков, а по безграмотству его подписал Березовский мещанин Семен Ершов. — Действительно совершилось надо мной исцеление. Тобольский мещанин Александр Иванович Спиридонов. — По открытии в г. Тобольске чудотворной иконы, именуемой Тобольскою, в 1848 г., по случаю бывшей в том году эпидемической болезни—холеры, в том же году родной мой отец, Тобольский купец Яков Петрович Ершов, был одержим болезнью умопомешательства, но когда св. сия икона принесена была в наш дом для принесения ей молитвы, отец мой стал приходить в совершенное сознание. Это я хорошо помню, так как мне было тогда 15 лет, и после того болезнь его замечательно стала ослабевать и в непродолжительном времени совершенно он пришел в нормальное состояние, что подтвердит и моя мать Анна Михайлова, равно и родственники наши. Березовский мещанин Семен Яковлев Ершов. — Коллежская ассесорша Анна Петровна Попова в 1848 г. была одержима болезнью холерою и получила исцеление после принятия в доме чудотворной иконы Божией Матери Тобольской, что и подтверждаю, по безграмотству Анны Поповой, сын ея Николай. Тобольский мещанин Михаил Андреев Чебыкин. Верно: Секретарь Никольский, Столоначальник Апполон Низковский.

В благодарность за исцеление, купцом Ершовым в 1849 г., несмотря на небогатое его состояние, на Тобольскую икону Божией Матери устроена в Москве серебряная, вызолоченная риза, и св. икона в настоящее время стоит местною в теплом Покровском соборе, в богато украшенном киоте, против праваго клироса. Чествование Тобольской иконы Божией Матери с каждым годом увеличивается: на акафист, читаемый Архипастырем каждую пятницу, несмотря на отдаленность собора от центра города, не мало собирается богомольцев. А с 1881 г. и самый праздник 5 июля в честь Тобольской иконы Божией Матери стал далеко торжественнее против предшествующих годов.

Причиною этого было следующее: св. икона Почаевской Божией Матери должна приноситься в Тобольск 26 июня и выноситься 5 июля, когда отправляются жители Тобольска для встречи чудотворнаго Абалакскаго образа Божией Матери. Почаевская икона Божией Матери приносилась в Кафедральный Собор только к литургии 5-го июля, а потому на всенощном бдении на 5-е июля в соборе, кроме местнаго причта, не бывало из богомольцев никого. Граждане г. Тобольска, видя в этом как бы некоторое небрежение к многочтимой Тобольской иконе Божией Матери, ходатайствовали пред Преосвященным Епископом Василием, чтобы Почаевская икона Божией Матери приносима была в соборе не 5-го июля к литургии, а на 5-е к всенощному бдению. Желание граждан уважено, и с 1881 г. как всенощное бдение, так и литургия во славу Пресвятыя Богородицы совершаются архипастырями торжественно, при многочисленном стечении богомольцев.

Незримая сила благодати от пречистаго лика Богоматери проявляется в наше время и дает знать о себе не только в нашей местности, но и далеко за пределами Тобольской губернии. В 1876 г. на имя покойнаго кафедральнаго Протоиерея Н. Розанова получено было в Подольской губернии, г. Литина, от Константина Павловича Штраумберг и жены его Александры Штраумберг письмо с одним руб. такого содержания: «Почти год как жена моя получила во сне требование поставить свечу Тобольской иконе Божией Матери; кем выражено было это требование, — яснаго ответа в этом она дать не может. Требование это тем более удивительно, что она даже не знала, существует ли Тобольская икона Божией Матери; да и о существовании самаго Тобольска знала потому, что он упоминается в географии. За разрешением вопроса, существует ли Тобольская икона Божией Матери, мы обратились к местному священнику; он не знал; обратились к полному месяцеслову, и отсюда узнали, что Тобольская икона Божией Матери есть и что память этой иконы празднуется 5-го июля.

После этого оставалось только исполнить требование, но, к несчастью, в разных житейских тревогах и заботах, мы забыли о сне; только теперь, после того, как наши старания получить желаемое не имели успеха, я вспомнил сон жены и требование поставить свечу. Так как мы никого в Тобольске не знаем, а потому разумнее всего обратиться с этою просьбою к Вам, к служителю той самой церкви, в которой находится икона упоминаемой Божией Матери; вот почему я пишу к Вам и убедительнейше прошу Вас, на прилагаемый один руб., купить одну свечу и поставить ее пред иконою Божией Матери 26 Декабря, — в этот день празднуется собор Божией Матери, или же, если я опоздал, то 1 Января.

Еще одна просьба: потрудитесь уведомить меня, — для этой цели прилагаю марку, — нельзя ли в Тобольске, или в другом городе купить копию с Тобольской иконы Божией Матери, и если можно, то что будет стоить копия с пересылкой. Я вполне уверен, что Вы не откажете исполнить нашу просьбу. Быть может, в исполнении нашей просьбы единственное средство нашего спасения, и потому я вперед приношу Вам наше искреннее задушевное спасибо.

Просим Вашего пастырского благословения и в своих молитвах не забывайте вспоминать грешных рабов Божиих и Ваших преданных слуг Константина и Александры Штраумберг».

*** Подлинное письмо хранится при памятной книге собора, в которую и записано оно (стр. 17), причем покойным о. протоиереем Розановым после записи в памятной книге содержания этого письма, пояснено, что просьба г. Штраумберг исполнена 18 Января 1876 г. и ответное письмо послано.

В памятной же книге собора, в описании чудес от Тобольской иконы Божией Матери, между прочим, под № 5 записано:

«Могу сказать и о себе, что и я получил помощь милосердной Царицы Небесной от чудотворнаго Ея образа и не однажды, а более четырех раз. Благодарность к Божией Матери заставила меня везде прославлять Ея имя и чудотворную Ея икону: с этою мыслию я отправил два списка с Тобольской иконы Божией Матери — один в Тобольский пехотный полк, в Севастополь, а другой в Петропавловский порт— в Камчатку, — на защиту православных наших воинов от сильных врагов».

Нет сомнения, что это писал Козьма Николаев Николаев, Тобольский мещанин, который теперь уже отошел в вечность.

Царица Небесная, принимая молитвы верующих и многоразличныя их чествования к прославлению своего имени, по неисповедным для нас путям, допускает до пречистаго своего Лика и таких лиц, которыя, к стыду христиан, грубо, дерзко святотатствуют.

Так, в ночь на 19 Августа 1876 г., дерзкий святотатец, чрез взлом решетки в окне с северной стороны, спустился в собор и выкрал с св. престола один серебряный крест с св. мощами — дар царя Михаила Феодоровича и другой серебряный же без мощей, а с Тобольской иконы Божией Матери похитил серебряный венец с камнями, также и с Богомладенца, и драгоценную коронку, осыпанную крупными и мелкими бриллиантами, с яхонтом в средине.

Но Царице Небесной благоугодно было, скрыв, быть может до времени, дерзких святотатцев, открыть похищенное. Св. кресты вскоре были найдены, в изломанном виде, близь Тобольска на Панином бугре; причем в кресте, дарственном от царя Михаила Феодоровича, не оказалось св. мощей и камней.

Затем, почти через четыре года, 19 июля 1880 г., Тобольскаго баталиона 4-й роты ефрейтор Иван Горянинов, назначенный за старшего, с рядовыми: Нечаевым, Курвановым, Ивановым и Соболевым, плести коробья для роты, за архиерейскою рощей нашел в тряпице драгоценные вещи, которыя и представил к начальству (отношение Тобольскаго местнаго — баталиона в Тобольское городовое Полицейское Управление, от 22-го июня 1882 г. № 2277).

Найденныя вещи оказались не что иное, как венцы с Тобольской иконы Божией Матери и Богомладенца, некоторые части от креста, найденнаго ранее, но только все в изломанном виде, драгоценная же бриллиантовая коронка совершенно целою; все эти вещи, по надлежащем удостоверении полиции, хотя и не скоро, но возвращены в собор. Вероятно, тряпка с вещами была зарыта в землю, но не глубоко, а потому их и вымыло снеговою или дождевою водой. Вместо похищенных венцов с Богоматери, тогда же одним благочестивым лицом из граждан г. Тобольска сделаны новые с камнями.

Таким образом, в небесном совете мы имеем сильную за нас ходатайницу. За то на обоих поушариях земли, в обширном христианском мире, нет царства, нет народа, который бы не благоговел пред св. Девою. Да и как нам, воспитанным в церкви православной, не ублажать Пречистую Матерь Господа? Отечество наше исполнено зна-мениями Ея милостей.

Не будем говорить о тех неисчислимых избавлениях от бед, исцелениях и утешениях, изливаемых рукою Богоматери, которыя сокрыты от мира и известны только Богу и получающим оныя. Обратим наши взоры на те светлыя точки на земли нашей, которыя озарены особенно яркими и обильными лучами благодеяний Царицы Небесной; на те многия места, где являлся чудотворный лик Ея. И что же мы видим?

Тысячи страждующих получили и получают, по вере своей, облегчения и уврачевания от тяжких и часто неисцельных болезней. И где только появлялся чудотворный лик Богоматери, в глуши ли девственных лесов, среди ли болот, на утлом ли пне, на диком ли утесе, тотчас сбегались люди, воздвигались храмы, обители и часто города, и жители отдаленных стран обширной России спешат туда же для благовейнаго поклонения пречистому образу Богоматери.

Счастливы и мы жители далекаго Севера, имея чудотворный образ Божией Матери! Будем же в благовейном восторге, и еженедельно на акафистовом пении, и возможно чаще, повергаясь в прахе пред пречистым ликом Богоматери, изливать свои горячия молитвы и вместе с церквию петь: Достойно есть величати Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога-Слова родшую.
Протоиерей Н. Скосырев.

Послесловие

Благодарим Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь, что после многих лет забвения восстанавливается Православная Церковь и почитание Чудотворных Икон. Издание книги «Тобольская икона Божией Матери» наша малая лепта в этом деле.
Даст Бог и Божия Матерь восстановится Ея Икона «Тобольская» и явит новые исцеления и чудеса!

Священник Сергий Кистин
24 декабря 1992 г.

 

 

 

Предыдущая запись Собрание каслинского художественного литья из чугуна
Следующая запись Собрание меднолитой пластики Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика