Собрание каслинского художественного литья из чугуна - Строительство

Собрание каслинского художественного литья из чугуна

Художественное литьё из чугуна советского времени

Екатеринбургский музей изобразительных искусств владеет лучшим в мире собранием каслинского художественного ли­тья из чугуна. По сравнению с его общим объемом число экс­понатов, созданных в советскую эпоху, относительно невели­ко, тем не менее период 1920 — 1980-х гг. достаточно ярко отражен в экспозиции Каслинского зала музея. В нее вошла большая часть наиболее интересных, художественно значимых произведений, от­личительной чертой которых являются яркая авторская индивиду­альность и высокий уровень технического исполнения.

Большой интерес представляют произведения Константина Алек­сандровича Клодта — внука прославленного российского скульптора П. К. Клодта. Работая в 1923 — 1925 гг. на заводе, К. А. Клодт сумел тонко почувствовать специфику каслинского художественного про­изводства и, по-сути, перекинуть мостик между классическим литьем XIX — начала XX в. и искусством нового времени. Не секрет, что при­чина необычайной популярности каслинского литья заключается в его особой демократичной близости зрителю. Выполненные в чугуне произведения — скульптуры, рельефы, художественно оформленные бытовые предметы — отличаются тщательной передачей деталей и убедительной реалистичностью образов. Все это можно увидеть и в произведениях К. А. Клодта, к примеру, в выполненном им ноже для разрезания бумаг «Пионер», продолжившим традицию создания в чу­гуне бытовых вещей на высоком профессиональном уровне.

Безусловно, искусство социалистического реализма предусма­тривало определенную сюжетную направленность, но в вер­ности мастеров давно обозначенному и испытанному кругу тем также просматривается явная преемственность. Успеху и востребованности каслинского литья способ­ствовал заводской модельный парк, значительная часть которого представляла собой качественные образцы анималистического жанра. Одной из лучших скульптур советского времени, посвященных образам животных, стал «Лось», отлитый в 1959 г. по оригинальному произведе­нию московского скульптора Павла Александровича Баландина. В 1950-е гг. по старым каслинским моделям были также изготов­лены скульптура «Слон», чернильницы «Броненосец» и «Голова медведя».

Продолжением традиции, сложившейся в XIX столетии (как, например, серия скульптур, созданных на заводе по моделям Р.Р. Баха), стали тиражируемые в советское время портреты вы­дающихся представителей отечественной культуры. Поражает чистотой поверхности и тончайшей прочеканкой деталей барельеф «А. С. Пушкин» (1937) С. 3. Маграчева, мастерство и качество исполнения отличают барельеф «М. И. Глинка» (1955) неизвестного автора.

Александр Семенович Гилев стал, пожалуй, самым известным заводским художником советской эпохи. Представитель потомственной каслинской династии, народный мастер и профессиональный скульптор в одном лице, он работал в самых разнообразных жанрах. Интерес к прошлому завода подтолкнул его к созданию серии портретов выдающихся людей, многое сделавших для развития каслинского художественного литья. Среди них — портреты заводского специалиста по окраске художественного литья Н. Г. Бродягина (1949), скульпторов М. Д. Канаева (1986) и Н. Р. Баха (1985). Совершенство проработки деталей, чуткий психологизм и особая выразительность отличают все произведения этого автора. Скульптурный портрет Николая Николаевича Горского (1986) интересен еще и тем, что изображенный был прямым преемником К. А. Клодта, работал на заводе в 1920-е гг. и внес значительный вклад в развитие художественного производства и обучение рабочих. В музейную экспозицию каслинского литья включены его очаровательные шахматные фигуры, выполненные в виде собачьих голов (1936).

Заметим, что в период 1960 — 1980-х гг. кроме А. С. Гилёва на заводе работали еще два мастера, сумевшие стать профессиональными скульпторами: Александр Васильевич Чиркин и Олег Александрович Скачков. Сказами прославленного уральского писателя П. П. Бажова навеяно художественное решение подчасника «Хозяйка Медной горы» (1960) А. В. Чиркина. В 1983 г. по его модели была отлита скульптура «Дон Кихот и Санчо Панса» — произведение, достойное созданных по моделям Ж.-Л. Готье и Г. Морелли предшествующих воплощений в чугуне «рыцаря печального образа», ставшего излюбленным каслинцами литературным персонажем. Ярким исключением из соцреалистической тематики стала круглая скульптура О. А. Скачкова «Георгий Победоносец» (1987), в которой удачно применен образный строй иконописи. Воплощая вечный сюжет битвы Добра и Зла, автор отказался от традиционного для чугуна черного цвета и нанес на свое произведение светло-серебристое графитовое покрытие.

Мастера, работавшие с мотивами, более привычными для советского искусства, так или иначе расширяли сюжетный спектр выпускаемой на заводе художественной продукции. Спорт стал новой дия каслинского литья темой и именно ему было посвящено твор¬чество. свердловского скульптора Владимира Андреевича Говорухина («Конькобежка Л. Скобликова», 1964; «Биатлонист», 1970-е).

Массовый спорт являлся характерной чертой советской действительности и подобные произведения были весьма востребованы. Любопытно, что еще большим спросом у зрителя и покупателя пользовалась нашедшая отражение в каслинском литье тема балета. Речь идет о художественных отливках по моделям выдающегося ленинградского скульптора Елены Александровны Янсон-Манизер. Ее «Зарема- балерина В. Г. Каминская», созданная в 1940 г., долгое время широко тиражировалась заводом, найдя большой отклик в сердцах и душах советского покупателя, изрядно уставшего от официальных изображений руководителей государства. «Майя Плисецкая» (1962), отлитая в костюме «персидской танцовщицы», буквально завораживает сво¬ей изящной одухотворенной грациозностью. В произведении присутствует та редкостная утонченность, которую каслинские мастера блестяще умеют передать в чугуне — материале, казалось бы, весьма грубом и далеко не эффектном. Наверное, загадка широкой распространенности каслинского литья и скрыта в виртуозном мастерстве заводских умельцев, превращающих чугун в металл, способный стать невероятно пластичным.

Еще одно немаловажное слагаемое успеха художественного литья — удачный выбор модели. Как правило, на заводе тиражировались произведения, авторы которых были особенно внимательны и усердны в передаче любой, даже самой незначительной мелочи. Эта любовь к детализации придает художественным объектам достаточную долю занимательности, поэтому репродуцированные или выполненные в чугуне оригинальные произведения интересно рассматривать даже зрителю, совершенно не подготовленному к восприятию изобрази-тельного искусства.

Кроме того, во многих скульптурах, избранных в качестве моделей для литья, присутствует неподдельно искреннее чувство, возникшее у их авторов на основе непосредственных жизненных наблюдений. Это относится в первую очередь к произведениям, выполненным в бытовом жанре (И. А. Венкова «Заблудилась», 1964; Д. И. Народицкий «Юные рыболовы», 1957), но в той или иной степени затрагивает почти весь спектр каслинской художественной продукции. Знакомые, взятые из повседневной жизни советского человека сюжеты, обращение к хорошо из- вестным личностям и литературным героям, патриотизм, внимательное и заинтересованное изучение окружающей жизни — все эти черты сделали каслинское художественное литье из чугуна любимым миллионами советских людей на протяжении многих десятилетий.

 

Предыдущая запись Орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени
Следующая запись Святыня Тобольского Кафедрального Софийского Успенского собора — икона Божией Матери

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика