Заселение Вятской земли русскими в период княжения Андрея Боголюбского - Строительство

Заселение Вятской земли русскими в период княжения Андрея Боголюбского

Население Вятки

К последнему году княжения Андреева относится любопытное известие Хлыновского летописца о первом населении Вятки Россиянами. В 1174 году некоторые жители области Новогородской, отчасти наскучив внутренними раздорами, отчасти теснимые возрастающим многолюдством в их пределах, решились выехать из отечества и, Волгою доплыв до
Камы, завели селение на берегу ее.

Зная, что далее к Северу обитают народы дикие в стране лесной, изобильной дарами Природы, многие из сих выходцев отправились вверх до устья Осы; обратились к Западу; дошли до Чепцы, и, плывя ею вниз, покорили бедные жилища Вотяков; наконец вошли в реку Вятку и на правом берегу ее, на горе высокой, увидели красивый городок, окруженный глубоким рвом и валом.

Место полюбилось Россиянам: они захотели овладеть им и навсегда там остаться; несколько дней говели, молились и, призвав в помощь Святых защитников своего отечества, Бориса и Глеба, на память их, Июля 24, взяли город. Жители скрылись в лесах. Сие укрепленное селение называлось Болванским (вероятно, от капища, там бывшего): завоеватели дали ему имя Никулицына и построили в нем церковь Бориса и Глеба.

Между тем оставленные на Каме товарищи — может быть, опасаясь соседственных Болгаров — решились также искать другого жилища; пришли на судах к устью Вятки, плыли сею рекою вверх до Черемисского города Кокшарова (ныне Котельнича), и завладели оным. Утвердясь в стране Вятской, Россияне основали новый город близ устья речки Хлыновицы, назвали его Хлыновым, и с удовольствием приняв к себе многих Двинских жителей, составили маленькую Республику, особенную, независимую в течение двухсот семидесяти осми лет, наблюдая обычаи Новогородские, повинуясь сановникам избираемым и Духовенству.

Первобытные обитатели земли Вятской, Чудь, Вотяки, Черемисы, хотя набегами беспокоили их, но были всегда отражаемы с великим уроном, и память сих битв долго хранилась там в торжественных церковных обрядах: два раза в год из села Волкова с образом Св. Георгия носили в Вятку железные стрелы, кои были оружием Чуди или Вотяков, и напоминали победу Россиян.

Новогородцы также от времени до времени старались делать зло Хлыновским поселенцам, именовали их своими беглецами, рабами и не могли простить им того, что они хотели жить независимо.

Н. М. Карамзин. История государства Российского

Общественный строй у башкир, удмуртов, коми-пермяков в IX—XV веках

В IX—XIII вв. у башкир шел процесс разложения родового строя и формирования соседской кочевой общины при сохранении родоплеменного деления.

Развитие частной собственности семей на скот привело к имущественному расслоению. Родовая и племенная знать, опиравшаяся на военные дружины, присвоила себе право распоряжаться общинными пастбищами, закабаляла свободных общинников, увеличивала свои богатства за счет военных нападений на соседние племена, эксплуатировала труд патриархальных рабов-военнопленных.

Совет старейшин вытеснял народное собрание и превращался в орган власти родоплеменной знати. Родовые институты становились оболочкой, внутри которой вызревали отношения классового общества.

В XIII в. башкиры были включены в состав Золотой Орды, а в XV в. были раздроблены между тремя феодальными государствами: Казанским (западные), Сибирским (зауральские) ханствами и Ногайской ордой (южноуральские).

К концу XV в. в основном завершился процесс формирования феодально-патриархальных отношений…

В IX—XV вв. у удмуртов шел процесс разложения родового строя, выразившийся в выделении патриархальных семей и патронимии из родовой общины и формировании соседской (сельской) общины, внутри которой началось имущественное расслоение. Это проявилось в появлении небольших жилищ малых семей на поселениях, в забрасывании в XII—XIII вв.старых родовых центров-городищ, смешении разных типов орнамента на бытовых предметах, выделении богатых и бедных погребений на могильниках. Родовые связи сохранялись долго.

Разложение родового строя шло быстрее у южных удмуртов, раньше попавших в орбиту булгарской, а затем татарской колонизации. Медленные темпы его у северных удмуртов связаны с более слабым развитием экономики, не дававшей возможности значительного накопления прибавочного продукта, необходимого для выделения классовой верхушки, с относительной изоляцией этого района и небольшой плотностью населения. Булгары обложили удмуртов данью — примитивной нормой коллективной феодальной ренты.

Общественный строй коми-пермяков развивался в основном в том же направлении, что и у удмуртов, но более быстрыми темпами…

В. А. Оборин Заселение и освоение Урала в конце XI — начале XVII века

Язычество и христианство на раннем этапе колонизации Урала

Несмотря на принятие христианства частью коми-пермяков, основная масса их сохраняла приверженность старым языческим культам. В 1501 г. митрополит Симон требовал от жителей Перми Великой

«кумиром бы есте не служили, ни треб их не принимали, ни Войпелю болвану не молитеся по древнему обычаю и всех богу невидимых тризнищ не творите идолам».

На Искорском языческом святилище XV в. в раскопках были обнаружены останки убитых и принесенных в жертву язычниками крещеных детей.

В борьбе с язычеством уничтожались древние святилища, а на них ставились христианские церкви, культы языческих божеств заменяются культами христианских святых, языческие праздники перекрываются христианскими. Языческие «жертвища» существовали не только у коми, но и у угорского населения — «остяков».

Христианский миссионер Трифон Вятский, как и его предшественник Стефан Пермский, срубил «идоло-жертвенное древо» с висящими на нем предметами, принесенными в жертву, а само капище «сещи… и огнем позже».

В северных районах Руси, откуда шел приток русского населения, пережитки язычества сохранялись очень долго. Русские переносили его в Приуралье. Русское язычество наслаивалось на язычество коми, в результате чего складывалось сначала двоеверие, а при внедрении христианства постепенно формировался своеобразный сплав русского и коми язычества с христианством, или троеверие. Двоеверие — соединение язычества и христианства — долго сохранялось.

В. А. Оборин. Заселение и освоение Урала в конце XI—начале XVII века

Предыдущая запись Пермь Великая и политика Василия II
Следующая запись Военные походы на Урал при Иване III

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика