Об Ирбитской ярмарке - Строительство

Об Ирбитской ярмарке

Ирбитская ярмарка

«Ярмарка – это ве­сёлое живое представление, традиционное для Рос­сии и Сибири событие. В это время года с ближних и дальних российских уголков, а также из других стран собираются, съезжаются всякий народ; гости, куп­цы, затейники, богатые и бедные, старые и моло­дые, кто спозаранку, а кто и не уходил ещё, всем места хватает. Отовсюду едут; себя показать, на людей иль диковинку посмотреть, что-то прику­пить, да товар свой с выгодой продать.

Ярмарка всех собирает, угощает, балует, драз­нит, тревожит, надежду даёт, но и пропасть на ней недолго. Городничий с Супругою из Дворца свое­го тоже пожаловали на гулянье народное, Полицмей­стер да Батюшка со службы из Храма поспешили, компанию им составили, людей вышли повидать, может Коней лихих себе подобрать, а перед ними Дьячок семенит, Городовой посвистывает, за по­рядком следит, тут Гимназист, про книжки забыв, за Барышней заспешил, по рядам Чиновник какой-то обед свой прогуливает, Кучер-Извозчик недалеко во все глаза на хозяев глядит, Гость Зарубежный с зон­тиком в долгом любопытстве бродит, Шарманщик унылый мелодией тоску наводит.

Но все эти люди светлые, чин свой знают. А на той же ярмарочной площади против Городничего с Супругою Купец с Купчихой товар свой нахвалива­ют, а вокруг всякий народец крутится, Пожарник с Каланчи высокой озорства не допустит, Дворник чистоту сторожит, малые Лошадки до больших тянутся — на дыбы впрыгивают, Коньками — Горбун­ками выплясывают под гитару Цыганскую, Карусель пёстрая голову всякому закружит, Кузнец удачу предлагает, Цыганка на счастье гадает, Рыбачка за рыбу мужика себе ищет, Птицелов с Торговцем пи­чугу на дыню меняет, Чайханщик чаю зелёного не жалеет, Лотошник пирожками да мороженым ре­бятишек зазывает, а Странник копеечку испросит да байку расскажет. Вот и живёт Ярмарка как че­ловек, то плачет, то смеётся, кто по миру пойдёт, а кто разом богаче себя станет…».

Ирбитский торжок

Создание крупного ярмарочного центра

Так, возник в Ирбите торговый центр, существование которого в 1643 году было официально утверждено. Расположение Ирбитской слободы на монопольном транзитном пути между Европейской частью России и Сибирью, на ближайшей к этой части пристани Сибирского водного бассейна, плодородие края, наличие железоделательного производства, близость скотоводческих районов – все это вместе взятое содействовало созданию крупного ярмарочного центра. Этот центр занял впоследствии второе место после крупнейшего всероссийского торжища “у Макарья”, то есть Нижегородской ярмарки.

Первым храмом, появившимся в Ирбитской слободе, был Богоявленский. Поэтому на Крещение или Богоявление в нее съезжались погостить и погулять жители всех ближайших селений. Сюда же, пользуясь большим скоплением народа, старались попасть торговцы, разбивали свои палатки и продавали всякую всячину.

Верхотурский воевода Г.Ф. Нарышкин писал в Сибирский приказ, что в Ирбитской слободе

«по вся годы о Богоявленьеве дне (6 января) бывает ярмонка великая, съезжаютца из русских и сибирских городов всяких чинов со всякими товары многие люди, торгуют по неделе и ден по десяти и больши, а лавок в той Ирбитской слободе не построено, делают для торговли те торговые люди шалаши».

Затем время проведения ярмарки сдвинулось на 18–26 января.  В 1740-е гг. Ирбитская ярмарка начиналась 27 января, а закрывалась с началом Масленицы (в 10-х числах февраля). В начале XIX в. установился срок с 10 февраля по 10 марта, в 1860-х гг. – с 1 февраля по 1 марта, в конце XIX в. – с 25 января по 1 марта.

Ярмарка открывалась после молебна и поднятия флага. По поверью, поведение стяга на ветру предопределяло характер торга. Развернулся флаг сразу – торг будет крутой, стремительный, сник, за­путался – затяжной, плещется на восток – для сиби­ряков всякое благополучие.

А пока до торжественного момента город полнится товарами. По всем трем трактам – обозы. По Верхо­турскому – с заморскими товарами через Архангель­ский порт. По Камышловскому – со швейными машинами, тканями для российских красавиц, скобяны­ми изделиями, охотничьими ружьями, мануфактурой Москвы и Варшавы. По Тюменскому – с рыбой, кед­ровыми орехами, мехами, китайским чаем и фарфо­ром, шелком, восточными сладостями. Всего так мно­го, что товары складируются даже на улицах, площадях.

Во время проведения ярмарки население Ирбита многократно увеличивалось. В городе действовали ярмарочные театр и цирк, издавалась первая на Урале газета «Ирбитский ярмарочный листок». С 1846 года в Ирбите начал работать профессиональный драматический театр. В 1864 году был открыт Ирбитский Пассаж – главный символ ярмарки, как называли его тогда – «Невский проспект Ирбита».

Академик Иоганн Георг Гмелин в своей книге «Путе­шествие по Сибири», так описывает Ирбитскую ярмарку 1734 года:

«…Улицы до такой степени полны народом, ло­шадьми, санями и всякого рода товарами, что едва можно проехать… Здесь были греки, евреи, бухар­цы… Всякий привез с собою товар своей земли и про­вёз через Архангельск: вино, французскую водку и прочее, бухарцы – изделия из золота, серебра, а рус­ские —
серебро, добытое из старинных могил… Была также казённая лавка с медной посудой, привезён­ной и из Екатеринбурга… На улицах продавали ма­ленькие пирожки: везде слышны были крик, шум, пе­ребранка, местами вокруг костров сидели кучки ни­щих… За деньги всё можно было иметь на ярмарке «.

Предыдущая запись «Золотой» час в Ирбите
Следующая запись Бивень мамонта — древний поделочный материал

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика