Миграции нерусского населения на Среднем Урале - Строительство

Миграции нерусского населения на Среднем Урале

Стихийные и регулируемые переселения

Миграции нерусского населения на Среднем Урале нача­лись задолго до массовой русской колонизации. Можно вы­делить два их типа:

  • 1) стихийное расселение небольших групп, отпочковавшихся от своих общин и племен, характерное для первобытного общества. Переселение шло на свободные земли и в родственную этническую среду, чаще всего было мирным;
  • 2) стихийные и регулируемые раннефеодальными государствами переселения с целью расширения территории и сферы феодальной эксплуатации. В ходе таких переселений, иногда прямо носивших форму захватов, возникали военные столкновения.

Причинами миграций было наличие свободного фонда неосвоенных земель; бегство от феодальной эксплуатации, из районов, захваченных иноземными феодалами или разоренных военными действиями (например, монголо-татарским нашествием), уход от репрессий при подавлении народных восстаний против тех же монголо-татар). Основными направлениями миграций было встречное движение по рекам: с юга на север и с севера на юг-по Каме и Оби с их притоками. Меньшее значение имели широтные перемещения с запада на восток и с востока на запад.

Наиболее длительной регулируемой миграцией была булгарская колонизация. Она началась сразу после создания государства волжских булгар и наиболее интенсивно протекала в XI-XIII вв. В это время булгарские памятники распространяются вверх по Каме до устья Белой и до района Сарапула. В памятниках родановской, сылвенской и чепецкой культур распространяется булгарская керамика, ювелирные изделия, оружие, бытовые вещи. После разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами часть ее населения переселяется на север — на Чепцу, Вятку, Белую и вверх по Каме, где встречается и булгарско-чувашская топонимика.

Распространение вещей булгарского типа и булгарской топонимики далеко на север отнюдь не говорит об освоении булгарами всего Прикамья, как считал М. В. Талицкий. Число этих вещей по отношению к местным и количество булгарских топонимов невелико. Однако небольшие группы булгар иногда образовывали небольшие торгово-ремесленные колонии на местных городищах или по соседству с ними (Городищенское, Рождественское). Рядом с ними появляются могильники с погребением по мусульманскому обряду.

Значение булгарской колонизации нельзя и недооценивать. С XII в. булгарские отряды доходили до Суздали и Северной Двины, вызывая ответные походы русских войск.

Экономические связи волжских булгар с русскими княжествами также простирались до Суздали, Белоозера и Устюга, в раскопках которых найдены керамика и другие вещи булгарского происхождения. С домонгольского периода булгарская колонизация столкнулась с русской колонизацией северо-восточных районов Европы.

В XIV-XV вв. началась сначала стихийная, а затем и регулированная миграция в лесостепное и лесное Зауралье сибирских татар, осваивавших плодородные земли по Исети, Пышме, нижнему и среднему течению р. Туры.

В IX-XIII вв. с Ветлуги на правобережье среднего течения Вятки начинает проникать марийское население. Приток марийцев в Малмыжско-Уржумское поречье усилился в период разорения их земель монголо-татарами. Вместе с удмуртами с Чепцы они проникают на верховья Камы — в земли зюздинских коми-пермяков, а затем и на территорию северного варианта родановской культуры.

С IX в. в северные районы Прикамья переселяется коми-зырянское население вымской культуры. На самом северном Искорском родановском городище на Колве в слое XIV- XV вв. керамика вымской культуры встречается вместе с русской керамикой, составляя 25% по отношению к остальной. Вымская керамика и вещи найдены и на других родановских городищах: Острая Грива на Каме, Урольское около Чердыни. Переселение коми-зырян с XIV в. шло вместе с расселением русских поселенцев, иногда в одни населенные пункты. Русская колонизация не изменила направление миграций комн-зырян, но усилила их. Коми-зыряне поселялись в верховьях Камы среди зюздинских коми-пермяков и были ассимилированы ими, что привело к сближению зюздинского диалекта с коми-зырянским и к переходу промыслового коми- зырянского населения к земледельческому хозяйству. Здесь, как и в северных районах Коми-пермяцкого округа, встречается коми-зырянская топонимика. Коми-зыряне и коми-пермяки проникали и на восточный склон Урала. В памятниках юдинской культуры манси найдены вещи родановского и вымского типов. Здесь встречается коми топонимика. Отдельные группы коми-зырян доходили в XII-XIII вв. до Оби.

С предгорий Северного Урала и из северного Зауралья в Прикамье просачивалось югорское и ненецкое (самоядь) население, оставившее на памятниках родановской культуры керамику, металлических идолов и другие вещи нижнеобской культуры. Оно расселялось и на территорию юдинской культуры, где было ассимилировано близким по хозяйству и происхождению мансийским населением.

С IX в. удмурты расселялись с верховьев Чепцы на верховья Камы — к зюздинским коми и в верховья Иньвы и Оби. Они были ассимилированы коми-пермяками и оставили лишь удмуртские топонимы в этих местах. Происходило также расселение южной группы удмуртов племени Вятка на Чепцу и перемещение прикамской группы вверх по Каме.

Башкиры в XIII-XV вв. из Южного Приуралья расселялись на север — в Тулвинскую лесостепь и Сылвенско-Иренское поречье, а также на восток — в лесостепное Зауралье — на верховья Уфы, Чусовой, на Исеть, Пышму и Сипару. Обычно они селились на свободных землях, сохраняя скотоводческое хозяйство и редко переходили к оседлости. Началось их смешение с тюркизированиым угорским и сибирским татарскимх населением. В XII-XIV вв. манси из предгорий западного Урала продвинулись на юго-запад, оттеснив коми-пермяков с левобережья Камы. Часть их влилась в состав населения сылвенской культуры.

До начала массовой русской колонизации местное население заселило и освоило меньшую часть территории Среднего Урала, как в результате естественного прироста и внутренних перемещений, так и за счет миграций из соседних районов. Однако большая часть территории оставалась еще не населенной. В ходе расселения начали складываться крупные народности и устойчивые этнические, группы, сформировались хозяйственно-культурные типы. На развитие общественного строя местного населения, представлявшего у большинства из них первобытно-общинный строй в разных стадиях разложения, так же как и на миграции, начали оказывать влияние соседние феодальные государства.

Формирование феодализма у большей части местного населения к началу массовой русской колонизации не было завершено. Начавшаяся в XII в. русская колонизация столкнулась в Приуралье с булгарской колонизацией.

Предыдущая запись Общественный строй и религии прауральцев
Следующая запись Приуральские земли входят в состав Русского государства

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика