Искусство Урала 19 века - Строительство

Искусство Урала 19 века

Уральские театры, общества любителей пения, музыки и драматического искусства

Уже в XVIII в. в городах и заводах края прочно прижились театрализованные представления – народные драмы. Наиболее популярными из них были «Шайка разбойников» и «Царь Максимилиан». В начале следующего столетия появились крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов – Строгановых, Всеволожских и др. В качестве организаторов этих театров, имевших любительский характер, выступали представители крепостной интеллигенции, которые получили образование в столице и познакомились там с профессиональным театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем долгое время женские роли исполняли мужчины.

В 1807 г. крепостные служители Очерского завода организовали драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть «комедийным сараем». В этом театре ставили пьесу В. В. Капниста «Ябеда», оперу А. Н. Верстовского «Аскольдова могила», оперу М. А. Матинского «Санкт-Петербургский Гостиный двор». В 20-х гг. XIX в. существовал театр в административном центре строгановской вотчины с. Ильинском.

В 1850 г. по инициативе крепостного художника А. И. Мельникова, впоследствии известного оперного певца, был организован театр в Усолье. Крепостные труппы
выезжали на гастроли и в губернский город.

3 июля 1821 г. в Перми в доме чиновника Казенной палаты В. И. Берха состоялось театральное представление, в котором участвовали актеры Очерского крепостного театра и актеры Поповы – крепостные Всеволожских.

Своеобразным музыкальным очагом на Урале в 20–30-х гг. XIX в. стал Оренбург, где среди военных и ссыльных имелись любители музыки и одаренные музыканты и композиторы. Особенный подъем музыкальной культуры в Оренбурге относится к 1833–1835 гг., когда здесь жили ссыльный композитор А. А. Алябьев, В. М. Верстовский (брат известного композитора) и другие музыканты. В эти годы в городе устраивались музыкальные вечера, был организован большой любительский хор.

А. А. Алябьев в оренбургский период жизни усиленно занимался композицией, здесь он написал много романсов: «Дружбы нежное волненье», «Разочарованье», «Сладко пел душа-соловушка», «Азиатские песни» (на мотивы башкирских и казахских мелодий) и др.

Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П. А. Соколов – известный российский театральный деятель, игравший вместе с великими М. С. Щепкиным и П. С. Мочаловым, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х гг. В Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми А. Н. Верстовского «Аскольдова могила», В. Беллини «Невеста-лунатик» («Сомнамбула»), бессмертной комедией Н. В. Гоголя «Ревизор».

Но большую часть репертуара по традиции того времени составляли мелодрамы, водевили и комедии отнюдь не самого высокого качества.

В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку каменного театрального здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый сезон в театре на 800 мест открыла та же труппа П. А. Соколова.

В 1849 г. было построено деревянное театральное здание в Перми, сгоревшее в 1863 г. После этого было построено новое здание, также деревянное. По крайней мере с 1850 г. в городе выступала труппа П. А. Соколова. Основой его труппы были воспитанницы крепостного театра В. П. Тургеневой в Спасском-Лутовинове. Спектакли труппы П. А. Соколова стали большим событием в культурной жизни Перми.

В 1851 г. Е. А. Вердеревский поместил в «Москвитянине» большую статью о постановке «Ревизора» с А. Д. Деклером в главной роли. Кроме того, шел «Гамлет». Летом 1854 г. актеры того же П. А. Соколова в Перми ставили спектакли «Гамлет», «Вадим», «Смерть или честь», инсценировку «Графа Монте-Кристо» и «Ревизора», полюбившегося пермской публике. Разорившуюся в 1857 г. антрепризу П. А. Соколова принял премьер его труппы В. В. Головинский (Головин) – выдающийся драматический актер, талант которого ценил сам М. С. Щепкин. Театр В. В. Головинского стал работать в городе с 1861 г.

В 1866 г., когда в Перми в первый раз гастролировала выдающаяся оперная певица Д. М. Леонова, труппа В. В. Головинского ставила «Гамлета» с актером Александринского театра И. И. Монаховым в главной роли. Именно спектакли В. В. Головинского пристрастили к театру Д. Н. Мамина-Сибиряка, который в то время учился в Пермской духовной семинарии. А начинающий тогда писатель Ф. М. Решетников, служивший в Пермской казенной палате, увлекшись театром, переписывал тексты ролей для актеров, написал сам несколько пьес, однако их никогда не ставили.

Оренбург до 1856 г., когда здесь выступила труппа провинциального антрепренера Б. И. Соловьева, не видел профессиональных артистов.

После отмены крепостного права в России быстро развивался провинциальный театр, у которого в это время появлялся новый, демократический зритель. Но Урал по-прежнему продолжала обслуживать в основном одна театральная труппа, включавшая в орбиту своей деятельности Пермь, Екатеринбург и Ирбит. В репертуаре театра были пьесы У. Шекспира, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, однако подавляющую часть его составляли легковесные комедии и водевили.

До конца 70-х гг. Пермь имела лишь небольшое деревянное театральное здание. Городской думой было принято решение построить новый, каменный театр, для чего объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали более 100 тыс. руб. В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи.

К весне 1878 г. здание построили. Оно стало одним из лучших в то время провинциальных театральных зданий. В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося деятеля русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева, человека передовых взглядов, талантливого актера и режиссера.

Он подобрал труппу с большим старанием; в нее вошли В. Н. Давыдов, З. А. Рунич, И. П. Уманец-Райская, старейшая уральская актриса Е. А. Иванова, Л. В. Михайлов, М. И. Бабиков и др.

Театральный сезон 1878/1879 г. имел большое значение для уральского зрителя, так как продемонстрировал образцы высокого театрального искусства. В следующем, 1879/1880 г.
П. М. Медведев впервые привез на Урал настоящий профессиональный оперный коллектив, с которым гастролировал по городам края. К середине 90-х гг. XIX в. Пермь и Екатеринбург превратились в крупные периферийные театральные центры.

С 1895 г. Пермь стала первым городом России, отказавшимся от частной антрепризы (театр стал муниципальным и содержался за счет городской думы).

Развивается театр и на Южном Урале. В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в 1876 г. был выстроен новый театр, в котором выступали и профессиональные коллективы (в том числе С. Я. Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел 17-летний Ф. Шаляпин). В Оренбурге систематически выступали профессиональные драматические и оперные труппы. Спектакли шли в здании манежа, переоборудованном в театр. В 80-х и начале 90-х гг. и в других уральских городах – Челябинске, Кургане, Троицке – появлялись профессиональные труппы (как правило, небольшие и далеко не первоклассные), выступавшие с опереточными и драматическими спектаклями.

Большое значение для Урала имели гастроли ряда выдающихся русских артистов. Во второй половине XIX в. здесь побывали Д. М. Леонова, В. Н. Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский, К. А. Варламов, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский, П. А. Стрепетова.

Кроме профессионального театра в Перми, Екатеринбурге, Уфе и других городах устраивались оперные и драматические постановки силами любителей. Доступ в театр и на постановки привилегированных любительских кружков имели в основном «верхи» или, в лучшем случае, представители средних слоев.

Между тем передовая часть уральских рабочих жадно тянулась к театру. В этом отношении большой интерес представляют самодеятельные заводские театры, которые во второй половине века существовали во многих пунктах края, причем наряду с возникшими еще до реформы появилось много новых (в Нижнем Тагиле, Березниках, Юго-Камске, на Благовещенском заводе и в других местах). Эти театры, отличавшиеся большой демократичностью, пользовались успехом не только у интеллигенции, но и у рабочего зрителя.

В Перми, Екатеринбурге и Оренбурге в первой половине XIX в. имелись гарнизонные военные оркестры; в Златоусте, Екатеринбурге и Богословске – заводские казенные оркестры.
Были в городах и крупных заводских поселках и отдельные группы музыкантов-любителей, иногда устраивались музыкальные вечера.

Бурный рост революционно-демократического движения в конце 50-х – начале 60-х гг. вызвал к жизни новую форму просветительской деятельности – музыкально-литературные вечера.

Члены только что возникшего в Перми кружка А. И. Иконникова организовали в городе зимой 1859/1860 г. одиннадцать таких вечеров в пользу создаваемого Мариинского женского училища, на которых исполнялись музыкальные произведения А. Е. Варламова, А. С. Даргомыжского, Д. Россини и др. Пермская инициатива получила высокую оценку в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и журнале «Современник». В 1861–1862 гг. подобные вечера проводились в Вятке, Елабуге, Глазове.

В Перми 60-х гг. было довольно много любителей музыки из числа местной интеллигенции. В июле 1874 г. в Пермь с гастролями вторично приезжала знаменитая оперная певица, ученица М. И. Глинки и друг М. Мусоргского Д. М. Леонова. Ее первый концерт состоялся 25 июля, а всего она выступила девять раз. Прекрасное исполнение певицей арий из опер М. И. Глинки «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя», А. Н. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила» покорили пермскую публику. Аккомпанировали певице пермские музыканты-любители. Приезд певицы послужил толчком к возникновению в Перми 19 октября 1874 г. музыкального кружка – своеобразной общественной филармонии. Инициатором его создания стал гласный земской управы Иван Павлович Дягилев. Он и его брат полковник Павел Павлович (отец знаменитого в будущем импресарио, организатора «Русских сезонов» С. П. Дягилева) стали на многие годы «старшинами» музыкального кружка и лидерами музыкальной жизни города. В октябре этого же года состоялся первый публичный
концерт. В 1889 г. кружок, насчитывавший в это время 98 членов, дал 21 концерт, на которых исполнялись произведения М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф. Мендельсона, Ш. Ф. Гуно.

В Екатеринбурге в 70-х гг. также сложилась группа любителей музыки и пения, которая скоро превратилась в музыкальный кружок, официально оформившийся в 1880 г. Он быстро
рос и к 1891 г. насчитывал уже 177 членов. Силами любителей был поставлен ряд сложных оперных спектаклей. Особое место среди деятелей кружка занимал С. В. Гилев – профессиональный певец, талантливый педагог и хормейстер, который открыл в городе на свои средства музыкальные классы, организовал певческую капеллу, с успехом гастролировавшую летом 1884 г. по городам Прикамья и Поволжья. С 1887 г. в Екатеринбурге систематически проводились камерные концерты.

В 1885 г. в Уфе возникло общество любителей пения, музыки и драматического искусства, которое стало играть видную роль в музыкальной жизни города.

Некоторое оживление в музыкальную жизнь Урала вносили концерты приезжих знаменитостей, которые заметно участились в 80-х – 90-х гг.

 

Предыдущая запись Фольклор. Литература и печать к началу 20 в. на Урале
Следующая запись Резьба по дереву, художественная вышивка и ткачество на Урале

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика