Хозяйствование местного населения Урала - Строительство

Хозяйствование местного населения Урала

Типы местного населения

Формирование хозяйственно-культурных типов местного населения Урала началось с глубокой древности, когда при­родно-ландшафтные зоны сложились в границах, близких к современным. К концу I тысячелетия н. э. на Среднем Урале сложились три основных типа:

1) пастушеские и кочевые ско­товоды степи или лесостепи — со специализированной охотой и зачатками земледелия;

2) оседлые земледельцы и скотоводы лесостепной и лесной полосы с развитой охотой и рыболовст­вом;

3) таежные охотники и рыболовы с зачатками земледе­лия и скотоводством северных форм (оленеводство и собако­водство).

Кочевое и полукочевое скотоводство с сезонными мери­диональными перекочевками на большие расстояния играло ведущую роль в хозяйстве башкир. При продвижении в лесную зону, ограничивавшую возможность кочевания, под влиянием местного населения часть башкир переходит к оседлому пастушескому скотоводству, пушной охоте и бортничеству. Роль земледелия была невелика.

Кочевой образ жизни башкир отразился в их культуре, в типе их поселений (немногочисленные селища X-XV вв. с бедными культурными слоями, тонкие слои на многослойных городищах) и могильников (группы курганов, расположенных на большом удалении друг от друга, кости лошади, предметы конского убранства и ухода за скотом — в погребениях). Долго сохранялись легкие жилища типа юрт, почти полностью отсутствовала мебель, преобладала мясо-молочная пища, изготовленная на открытых очагах в металлической посуде. В покрое и материале одежды и обуви также проявлялись кочевнические черты.

У удмуртов и коми-пермяков в X-XII вв. сложилось оседлое комплексное хозяйство с ведущей ролью пашенного и подсечного земледелия и пастушеского скотоводства, при сохранении значения охоты (особенно пушной) и рыболовства.

А. П. Смирнов датировал начало распространения пашенного земледелия в Верхнем Прикамье X в. по находкам ральников местных типов в чепецкой культуре. Всего на этой территории найдено 25 ральников. М. Г. Ивановой ральник найден в слое конца IX в на городище Гурья-кар. Массовое распространение пашенного земледелия у удмуртов относится к XII-XIII вв., когда оно получило развитие и у финно- угорского населения Среднего Поволжья (мордва, мари). Находки лесорубных топоров и мотыжек говорят о сохранении подсеки. Среди культур преобладала рожь, в том числе яровая (ярица), встречались мягкая и карликовая пшеница, полба, ячмень, овес, горох и чечевица.

Возрастание роли земледелия отразилось в появлении ручных жерновов, ям — хранилищ зерна на поселениях. Развивалось и пастушеское скотоводство. Среди домашних животных преобладали крупный рогатый скот и лошадь, реже встречаются кости овцы и свиньи. Обнаружены остатки хлевов для стойлового содержания скота и железные косы-горбуши для заготовки сена. Продолжала развиваться и охота: мясная и пушная, главным образом на бобра. Меха стали служить эквивалентом обмена.

У коми-пермяков роль пашенного земледелия была более значительной и оно было продвинуто дальше к северу. Ральннки местного типа найдены на восьми хорошо датированных памятниках в слоях XI-XIV вв Выявлено 93 их местонахождения, включающие 156 ральников — в шесть раз больше, чем на территории чепецкой культуры. Это были наконечники однополозного подошвенного рала, удобного для работы на освобожденных от леса участках. Сокращение забоя лошадей на мясо и изображение лошади рядом со схемой распаханного поля говорят об увеличении.ее роли как тягловой силы в земледелии. Большинство находок ральников, жерновов, лесорубных топоров и мотыг приходится на северный вариант родановской культуры. Среди зерновых культур преобладали яровые (ячмень, полба, мягкая пшеница, просо, овес), а в XII-XIII вв. — озимая рожь. Начинает зарождаться паровая система в виде одногодичных паров, как мера борьбы с засоренностью почвы.

Уровень развития земледелия в южном варианте родановской культуры был выше, чем в северном (больше жерновов, меньше орудий подсеки, находки серпов и зерновых ям), но масштабы его распространения на севере были более широкими. Здесь были наиболее распространены топонимы с окончанием на «ыб» (возделанное поле). Находки зерен проса и формы поздних ральников говорят о влиянии булгарского земледелия, где оно было в числе основных культур, и о более благоприятных климатических условиях в Восточной Европе в первой половине II тысячелетия. На развитие земледелия оказали влияние и русские. В Верх-Иньвенской волости найден сошник, по своей форме очень похожий на северорусские.

Более сильное развитие скотоводства на севере, видимо, было связано с освоением пойменных лугов в районах с мало-плодородными почвами, где скотоводство оказывалось продуктивнее земледелия» Значение охоты возросло в связи с увеличением значения пушнины как эквивалента обмена. Рыболовство у коми-пермяков имело большее значение, чем у удмуртов, поскольку основная часть их. жила на многоводной и богатой рыбой Каме и в устьях ее притоков.

Хозяйство сылвенской культуры «остяков» было близко коми-пермякам и удмуртам — оседло-земледельческое с высоким уровнем скотоводства при ведущей роли пашенного земледелия (находки зерна, жерновов, ральников).

В культуре коми-пермяков и удмуртов также выработались общие черты — срубные наземные жилища, преобладание растительной пищи, глиняная и берестяная посуда, одежда из меха и холста свободного покроя. У коми-пермяков было больше северных черт, заимствованных от коми-зырян и манси (жилища типа чума, нарты, глухая меховая одежда), а в быту удмуртов есть заимствования от тюркского населения (женский головной убор типа айшона и мужской типа такья, штаны с широким шагом, приготовление пищи в металлической посуде, мучные приправы к вареному мясу).

В хозяйстве манси и хантов преобладали охота, рыболовство и северное скотоводство (оленеводство и коневодство) с зачатками примитивного мотыжного земледелия, обеспечивавшего части их оседлый образ жизни. В XIV-XV вв. от сибирских татар заимствуются пашенное земледелие и развитая металлургия. У хантов, живших в низовьях Оби, рыболовство преобладало над охотой. Выработались общие черты в материальной культуре и быте — два типа жилища (полуземлянки с шатровым перекрытием и срубное жилище с глинобитным очагом), мясо-рыбная пища, лодки-долбленки, нарты, распашная одежда мехом наружу и меховые головные уборы, преобладание деревянной посуды над глиняной и т. д.

До начала массовой русской колонизации у местного населения Среднего Урала происходил процесс сближения хозяйства и культуры в двух историко-этнографических областях — волго-камской, где преобладали два первых хозяйственно-культурных типа, и западно-сибирской (зауральской), где преобладал третий тип и складывались первый и второй. Обе области составляли в целом одну большую — среднеуральскую, лучше освоенную, чем другие районы Урала, где имелось, однако, еще много не освоенных районов, куда и направился, в первую очередь, поток русских переселенцев.

Предыдущая запись Народы и племена Среднего Урала до XVI века
Следующая запись Общественный строй и религии прауральцев

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика