Церковь православная на Урале - Строительство

Церковь православная на Урале

Церковно-административное деление

В XVI — первой половине XVII вв. территории Западного Урала в церковном отношении подчинялись епископу Вологодскому.

В 1657 г. патриарх Никон учредил Вятскую и Великопермскую епархии на Вятской земле и Перми Великой. Местопребыванием епископа стал город Хлынов. Средний
Урал и Зауралье вошли в состав учрежденной в 1621 г. епархии Сибирской и Тобольской. Резиденцией сибирских архиереев стал Софийский двор Тобольского кремля, построенного на высоком берегу Иртыша, неподалеку от места, где произошло первое сражение Ермака с войском Кучума. Уфимский уезд входил в Казанскую епархию.

До конца XVIII в. основная часть Урала находилась в составе Сибирской епархии. В 1799 г. был утвержден проект, согласно которому епархии вводились в границы губерний. Епархии делились на три класса: первый — митрополии, второй — архиепископии, третий — епископии. По этому проекту территория Урала вошла в состав Тобольской (второй класс), Вятской, Пермской и Оренбургской (третий класс) епархий.

Духовенство и его роль

Во главе иерархической лестницы духовного сословия стояли представители черного (неженатого, безбрачного) духовенства: архиереи — главы епархий (митрополиты, архиепископы, епископы), их помощники или наместники в городах (викарные епископы или викарии), настоятели монастырей (архимандриты и игумены).

Основную же массу сословия составляло белое (женатое) приходское духовенство, которое непосредственно обслуживало религиозные нужды православного населения. По степени важности выполняемых функций приходское духовенство делилось на священно- и церковно- служителей. К первым относились священники и дьяконы, которые рукополагались в сан архиереем, ко вторым — дьячки и пономари, помогавшие священникам в исполнении обрядов.

Непосредственными обязанностями священников было проведение богослужений, удовлетворение религиозных потребностей верующих.

Русский человек не представлял себе жизни без священника, сопровождавшего его на протяжении всего жизненного пути: от крещения после рождения — до отпевания, когда человек умирал. Кроме своих непосредственных обязанностей (проведения богослужений, молебнов, совершения церковных таинств, чтения проповедей), священнику приходилось выполнять массу других. Он учил грамоте, оказывал медицинскую помощь, боролся с суеверием и невежеством крестьян, пороками — пьянством и воровством, мирил ссорящихся, к нему же шли за советом в различных жизненных ситуациях.

Святые чудотворцы

Основанием для признания святыми некоторых умерших христиан являются чудеса и сверхъестественные исцеления, которые связаны с их останками. Чудеса должны быть зафиксированы и подтверждены многочисленными свидетелями. Для православной церкви главным критерием святости являются не произвольные рассуждения о правильности или неправильности жизни того или другого умершего христианина, а подтверждение этого свыше Богом, указывающим через чудеса на святость умершего.

Святые — это люди, о которых христиане могут говорить с полной уверенностью, что они в загробной жизни находятся в раю и не только оправданы, но и прославлены Богом.

Точное место и время рождения многих святых неизвестно, поскольку при жизни они не обратили на себя внимания современников, а иногда и сознательно уклонялись от этого, считая суетной славу мирскую.

Вот одна из многих историй святых чудотворцев.

Симеон родился в начале XVII в. в знатной семье. Ища уединения, он оставил богатство и почести и поселился в селе Меркушино, расположенном в 56 верстах от Верхотурья. Не желая жить чужими трудами, он сам себе шил одежду и добывал пищу, занимаясь портняжным ремеслом и рыболовством. Обшивая местных крестьян, он жил в их домах. Чтобы уклониться от платы за свою работу, Симеон нередко оставлял платье недошитым и покидал дом.

За это его в народе называли блаженным и юродивым. Умер Симеон около 1642 г. в возрасте 35—40 лет и был с честью похоронен жителями Меркушино у приходской церкви. Через 50 лет после погребения, когда память о нем стала стираться, гроб с телом Симеона «вышел» из земли: и сквозь щели в досках стали видны нетленные останки. Это необычайное событие стало основанием для того, чтобы погребенного стали почитать за праведного.

Местная летопись повествует об этом событии:

«В лето 1692 года в Сибири Верхотурского уезда в селе, именуемом Меркушине, у церкви великого архистратига Божия Михаила Господь Бог проявил вышедшие из земных недр честные святые многоцелебные мощи своего Божия угодника Симеона».

Многочисленные исцеления, источником которых были мощи, очень скоро убедили всех в святости праведника.

12 сентября 1704 г. мощи Симеона были перенесены в Верхотурский монастырь, который с этого момента стал ежегодно привлекать большое количество паломников из разных районов России. В 1716 г. пожар уничтожил все постройки монастыря, но мощи огонь не тронул, и они остались невредимыми. Это стало в глазах христиан еще одним доказательством святости праведника.

Миссионерская и цивилизующая роль церкви

В освоении новых территорий нередко православная церковь опережала государство. По методам распространения своего влияния Русская церковь отличалась от католической. Если в Европе для этой цели создавались специальные монашеские ордена, то православие опиралось на подвижников-миссионеров. Эти самоотверженные труженики несли идеи христианства язычникам, подвергая себя опасностям, нередко рискуя своей жизнью.

Цивилизующая роль православия состояла в том, что оно несло языческим народам государственность и письменность.

После античного мира язычество никогда и нигде не выходило по своему развитию на такой высокий уровень. На протяжении последних веков истории не сложилось ни одного государственного языческого образования. Тем более язычество было не способно обеспечить слияние в монолитную цивилизацию разных этносов. Языческому миру нашей эры недоступно было и использование своей, рожденной внутри него письменности.

Алфавитное письмо получило развитие только в зрелых цивилизациях, без письменности цивилизация не может сохранить и передать духовные ценности, которые объединяют этнос.

После раскола, ослабившего Русскую православную церковь, новые испытания ждали церковь и верующих в XVIII столетии.

Петр I стремился поставить светскую государственную власть над духовной. После смерти патриарха Андриана Петр распорядился не выбирать нового, а в 1721 г. патриаршество было ликвидировано окончательно. Царская власть, находившаяся до этого под религиозно-этическим контролем церкви, развязала себе руки.

С начала XVIII в. на епископские кафедры стали назначаться выходцы из Украины. Петр посчитал, что благодаря церковным иерархам, получившим образование в западно-европейских латинских школах, Русская церковь не станет мешать ему в проведении реформ. Но практика показала, что он ошибся и что среди европейски образованных епископов встречались враждебно относящиеся к его новаторским начинаниям консерваторы, сильно напоминавшие Петру ненавистных московских «бородачей».

 

Предыдущая запись Быт уральцев в XVIII веке
Следующая запись Образование, наука, техника на Урале в XVIII веке

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика