Благотворительность на Урале до 1917 года - Строительство

Благотворительность на Урале до 1917 года

Конец XIX – начало XX вв. считается золотым веком меценатства в России

Это было время экономического подъема, а технологическая революция влекла за собой изменения в стиле жизни, в культурном сознании. Общее ускорение темпов развития привело к необычайному взлету общественной активности, что нашло отражение в политической жизни (образовалось много политических партий), в культуре (возникли новые стили и направления, новые философские концепции).

Рубеж XIX–XX вв. является периодом расцвета благотворительности. Эти явления были характерны и для провинции. Во многих городах России, в том числе и Урала, на средства благотворителей возводились храмы, строились школы, гимназии, училища, открывались приюты, больницы, богадельни. В конце XIX в. активно создавались благотворительные организации.

На всю Россию гремели имена известных филантропов и меценатов С. Мамонтова, С. Дягилева, С. Третьякова, К. Солдатенкова, С. Морозова, династии Бахрушиных, Щукиных, Рябушинских, Гучковых, Третьяковых и др. На Урале были свои известные благотворители: Н. В. Мешков, П. Н. Серебренников, В. М. Насонов. Во многих купеческих семьях традиционно тратили огромные средства на благотворительность, достаточно вспомнить такие известные уральские династии, как Грибушины, Каменские, Любимовы и др.

Истоки благотворительности уходят в давние времена. Впервые о благотворительности на Руси упоминается в связи с именем Великого князя Владимира Святославича «Красное солнышко». После Крещения Руси по его указу повсеместно стали воздвигаться христианские храмы, и на содержание духовенства была назначена десятая часть княжеских доходов. Много заботился Владимир о больных и бедных. Он созывал на княжеский двор, кормил всех пришедших, а для тех, кто был не в состоянии прийти, развозили еду по городу.

Вплоть до XIII–ХIV вв. о благотворительности говорится лишь при упоминании Великих князей. Появление монастырей в XIII в. (в Новгороде и его окрестностях в XIII в. было основано 17 монастырей) и резкое увеличение их числа в XIV в. привело к тому, что они стали центрами благотворительной деятельности. Знатные люди жертвовали деньги монастырям, которые уже непосредственно помогали нищим, бедным. Основанный в 1479 г. Иосифо-Волоцкой монастырь в год жестокого неурожая кормил из своих запасов сотни и тысячи крестьян. Для гибнущих от голода детей в монастыре было организовано нечто вроде приюта.

Сохранились сведения о пожертвованиях, сделанных Новодевичьему монастырю Василием III в 1523 г. суммой в 3 тыс. руб. (320 кг серебра), Борисом Годуновым также в сумме 3 тыс. руб. в период с 1603 по 1604 г. С XVIII в. все больше людей стремилось осуществлять пожертвования самостоятельно, без помощи церкви.

Большая роль в развитии благотворительности в XVIII в. принадлежит Екатерине II. 1 сентября 1763 г. она издала приказ о постройке в Москве первого воспитательного дома. Синод объявил подписку на сбор средств от частных лиц. Первый взнос сделала сама Екатерина, внесшая 1 тыс. руб. Вскоре аналогичные воспитательные дома стали появляться в провинции.

В 1775 г. по приказу Екатерины II были созданы специальные приказы общественного призрения.

Благотворительность в России XIX в. продолжала активно развиваться. В первой половине XIX в. стали создаваться благотворительные организации. Наибольшую известность получили те из них, что относились к Ведомству учреждений Императрицы Марии. Так, в 1856 г. Ведомство курировало 365 учебных и благотворительных заведений.

В середине XIX в. идея активного участия в деле благотворительности распространялась сначала в столичных, а затем в провинциальных дворянских салонах. Представители наиболее известных богатых семей стали создавать благотворительные общества. Княгиня Т. В. Голицына учредила в 1837 г. первое благотворительное общество, жена московского генерал-губернатора С. С. Щербатова основала в 1844 г. Дамское попечительство о бедных, невестка казанского генерал-губернатора А. И. Стрекалова в 1863 г. создала благотворительное Общество поощрения трудолюбия.

В конце XIX – начале XX в. необычайный взлет общественной активности, часть которой была направлена на благотворительность, и экономическое развитие России привели к созданию большого количества благотворительных организаций.

С 1861 г. до конца XIX в. в России было основано 95 % всех благотворительных обществ и 82 % благотворительных заведений. Посредством этих организаций и осуществлялась помощь нуждающимся. Например, в 1886 г. «Пермский комитет по призрению и разбору нищих» предложил гражданам Перми перестать подавать милостыню, а оказывать помощь нуждающимся через комитет, который сам распределял средства. Таким образом, благотворительные организации XIX – начала XX в. выполняли функцию, схожую с функцией церкви в XIV в.

Из истории благотворительности видно, что в основе этого явления лежат чувства милосердия и сострадания. Такие чувства присущи всем людям независимо от их происхождения, социального положения. Этим объясняется то, что благотворительность была характерна для разных социальных слоев.

Благотворительностью занималось большинство правителей России, начиная от Владимира «Красное солнышко». Этот список пополняют такие имена, как Ярослав I Владимирович «Мудрый», Изяслав I Ярославич, Всеволод I Ярославич, Владимир Мономах, Иван Грозный («Во время приступов болезни он много молился, раздавал щедрые милостыни, приказывал кормить нищих и пленных»). Благотворительность была характерна и для императорского дома Романовых. Сохранились сведения о пожертвованиях, сделанных Екатериной I, Елизаветой Петровной и др. В конце XIX – начале XX в. Романовыми содержалось большое число приютов, больниц, богаделен.

Существовали специальные общества (например, Императорское человеколюбивое общество), которые покровительствовали благотворительным заведениям и были организованы по инициативе Марии Федоровны Романовой.

Высшие, средние, низшие слои общества также делали пожертвования на благотворительные цели. Следует отметить, что в конце XIX – начале XX в. к традиционным кругам благотворителей (аристократия, дворянство) добавился новый круг – купцы, предприниматели. И если благотворительность дворянского сословия стала уходить на второй план (во многом в связи с разорением дворянских семей), то благотворительная деятельность буржуазии достигла небывалого расцвета.

Часто при изучении архивных материалов в подписных листах среди крупных пожертвований главы города, почетных граждан города, купцов можно увидеть также как мелкие, так
и крупные пожертвования крестьян.

Соответствие благотворительности разным социальным слоям объясняет разнообразие ее форм. Можно выделить четыре основные формы:

  • денежная (ценные бумаги, деньги, золото),
  • вещественная (здания, книги, одежда, церковная утварь, стройматериалы),
  • продуктовая, услуги (оказание помощи, бесплатное лечение и пр.).

Вторая форма благотворительности особенное распространение получала во время войн, бедствий (пожаров, наводнений). Крестьяне, рабочие, мелкие чиновники, испытывая желание помочь, но не имея возможности дать деньги, жертвовали одежду, теплые вещи, предметы быта и продукты. Примерами пожертвований в Перми в виде зданий служат дом А. С. Любимовой, переданный музею, здания Н. В. Мешкова, предоставленные для университета.

Четвертая форма была более распространена в селах, деревнях. Например, избы, бани чаще всего ставились всем народом. Одному человеку это было не по силам, а денег нанять помощников не было. Но эта форма не была присуща только низшим слоям. П. Н. Серебренников, известный пермский врач, часто бесплатно лечил пациентов. Кроме того, во время Первой мировой войны императрица Александра с дочерьми были сестрами милосердия, оказывали непосредственную помощь раненым.

Важно отметить, что огромное значение имели семейные традиции и религиозное воспитание. Неслучайно многие жертвователи были из старообрядческих семей. Всеми членами семьи Любимовых традиционно на благотворительность ежегодно тратились немалые суммы. В семье известных пароходчиков Каменских было принято отмечать коммерческий успех, обращая часть доходов в благотворительные пожертвования. Распространенным явлением было оставлять по своему завещанию часть своих средств на благотворительные нужды. Это было присуще многим купеческим семьям, например, Базановым, Насоновым, Губкиным и др. Следование семейным традициям можно считать одним из мотивов благотворительности.

Мотивы благотворительности – один из самых интересных и спорных вопросов

Их можно условно разделить на внешние (социально стимулируемые) и внутренние (субъективные).

К первым относятся льготы, которые давала благотворительная деятельность. Это и расширение сословных прав, в том числе личного и потомственного дворянства, присвоение почетных званий. Известный деятель Перми И. И. Любимов за благотворительную и коммерческую деятельность получил звание коммерции советника, ордена Владимира III и IV степени, Станислава II степени, Анны III степени, две золотые медали, знаки Красного Креста. В экономике при прочих равных условиях благотворители могли получать более выгодные подряды. Это было неписаное правило, но действовало оно неукоснительно.

Вторая группа мотивов более обширна и многообразна.

  • Во-первых, как уже было сказано, огромное влияние оказывали традиции семьи и религиозное воспитание.
  • Во-вторых, одним из мотивов можно считать желание сблизиться с культурными, творческими людьми, приобщиться к творческой богеме. Издание журналов и газет, организация выставок, финансовая поддержка театров в некоторой степени подтверждают эту мысль.
  • Наиболее точно это подметил известный художник А. Бенуа, говоря о Николае Рябушинском:
  • «Пусть провинциал, пусть и примитив, пусть многое в нем напоминало персонажей Островского, все же я не мог не проникнуться симпатией и своего рода почтением к этому купчику-меценату, из всех сил пытающегося выползти из того состояния, которое ему было определено классом, средой, воспитанием, и проникнуть в некую “духовную зону”, представляющуюся ему несравненно более возвышенной и светлой».

 

В-третьих, сострадание к крестьянам, рабочим и к людям, которые их окружали. Об этом писала М. К. Тенишева в «Книге воспоминаний»:

«Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благосостояние? Кто от этих тяжелых трудов, пота, мозолей получал львиную долю? Конечно, мы все. И что было дано этим немым, безымянным труженикам взамен пролитого пота, утраченных сил, преждевременной старости? Да, в этом пекле и стуке жили живые люди, которым надо было помочь».

В-четвертых, благотворительность была одним из способов «сохранить себя во времени», то есть оставить свое имя в истории России, создать что-либо, носящее твое имя.

В-пятых, благотворители получали удовольствие от своей деятельности, чувство удовлетворения, возникавшее, когда все сделано.

«Не могу описать, какое высокое благодатное чувство порождало во мне сознание выполненной задачи»,

– отмечала М. К. Тенишева.

Предыдущая запись Жители Урала в XIX веке
Следующая запись Развитие культуры Урала на протяжении XVII–XIX веков

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика