Административно-территориальное деление и управление Урала в начале XX века - Строительство

Административно-территориальное деление и управление Урала в начале XX века

Административное деление уральского региона

К началу XX века на территории Урала были расположены Вятская, Пермская, Оренбургская, Уфимская и частично Тобольская губернии. Управление краем находилось в руках губернаторов, под­чинявшихся министру внутренних дел России и импе­ратору. Местное самоуправление осуществляли гу­бернские и уездные земства и городские думы, кото­рые являлись представительными органами. Специ­фикой Урала было то, что его территория делилась на горные округа, во главе которых стояли горные инженеры. Особая структура власти имелась также на территории Оренбургского казачьего войска.

Каждая из уральских губерний отличалась соста­вом населения и хозяйственным профилем. В Перм­ской губернии была сосредоточена основная масса горных заводов. Уфимская, Вятская, Оренбургская и Тобольская — специализировались в основном на вы­пуске сельскохозяйственной продукции.

Население

О численности и составе населения Урала к началу XX в. позволяет судить Всероссийская перепись населения 1897 г. По ее данным, на территории четырех губерний Урала (Вятской, Пермской, Оренбургской, Уфимской) проживало 9,8 млн человек.

Среди населения этих губерний русских было 71,4%, башкир — 12,8, татар — 4,6, удмуртов — 4,1 % и др.

Нерусского населения насчитывалось в Пермской губернии — 10 %, Вятской — 23, Оренбургской — 30, Уфимской — 62 %.

В начале века на Урале было 39 городов, из них 4 губернских, 30 уездных и 5 безуездных. Самым крупным городом был Оренбург — 72,4 тыс. человек. Всего в городах проживало 5,8 % населения Урала (в городах Европейской России — 13%). На Урале имелось 108 заводских поселков, самым крупным из них был Ижевский — 41,1 тыс. жителей.

Экономика

Промышленность

После подъема в 90-е гг. XIX в. промышленность Урала, как и всей России, в первые годы XX в. вступила в полосу кризиса, особенно заметно проявившегося в черной металлургии. На уральских заводах кризис выра-зился, в основном, в падении цен на чугун и в сокращении его производства на частных предприятиях.

Удельный вес уральского металла во всероссийском производстве сократился, в основном, из-за резкого роста его производства на заводах юга страны. Уменьшилась в крае добыча золота. Однако в производстве меди Урал давал свыше половины ее общероссийской выплавки.

В промышленности происходили серьезные качественные изменения. Они выразились в технической реконструкции ряда казенных (Баранчинский, Златоустовский, Кушвинский) и частновладельческих (Богословские, Кыштымские, Шуваловские) заводов и в концентрации производства и капитала в форме акционирования и синдицирования предприятий. Вместо потерпевших крах в условиях кризиса акционерных компаний создавались новые. На развитие про-мышленности Урала оказывали влияние, с одной стороны, помощь отечественного и иностранного банковского капитала, с другой — сдерживающие прогресс пережиточные явления в экономике. Революционные потрясения 1905-1907 гг. привели к прекращению притока банковского капитала и застою в промышленности. Некоторые заводы (Катав-Иванов- ский, Юрюзань-Ивановский, Надеждинский и др.) были временно остановлены.

Шла концентрация производства и капитала в форме акционирования и синдицирования предприятий.

Из-за падения производства чугуна требовалась реконструкция уральских металлургических заводов, которые не имели на это необходимых средств. Значительную часть расходов взяло на себя государство. Реконструкция привела к заметному росту выплавки металла на уральских заводах, увеличилась выплавка меди, добыча угля и платины. Но доля Урала в общероссийском производстве чугуна продолжала падать и уменьшилась за 13 предвоенных лет на 28 %.

Накануне первой мировой войны в Перми, Златоусте, Нижней Туре и других местах продолжалось расширение казенных заводов, производящих вооружение и боеприпасы. В Воткинском округе выпускались паровозы. Однако производство предметов широкого потребления на казенных заводах постепенно сокращалось.

Расширялась сеть заводов, производящих вооружение и боеприпасы.

Был установлен банковский контроль над акционированной промышленностью края. В результате акционерный капитал увеличился на Урале с 63 млн руб. в 1910 г. до 125,3 млн руб. в 1913 г., из которого на долю иностранного капитала (английского, французского, бельгийского) приходилось 29 %. Ведущая роль в финансировании уральской промышленности оставалась за отечественными, в основном петербургскими, коммерческими банками. Хозяином Богословского и Лысьвенского обществ стал Азовско-Донской банк, Сергинско-Уфалейского товарищества — Торгово-промышленный, а Невьянского — Сибирский торговый банк.

Продолжалась монополизация уральской промышленности. Сохраняли независимость уральские синдикаты «Кровля» и «Медь». Многие уральские заводы стали частью общероссийских синдикатов «Гвоздь», «Проволока», «Жесть», «Асбест».

Был установлен банковский контроль над промышленностью Урала.

В предвоенный период развивалась фабрично- заводская промышленность Урала, в которой преобладали предприятия по производству машин и механизмов, по обработке пищевых и животных продуктов. Работали судостроительные заводы Любимова и братьев Каменских в Перми, предприятия по производству локомобилей, горно-шахтного и пожарно-технического оборудования. В Вятской и Уфимской губерниях действовали кожевенные заводы. Ирбитская ярмарка, на которую завозилось много шерсти, способствовала развитию на Урале суконной и пимокатной промышленности. Несмотря на сильную конкуренцию, успешно действовали мукомольные предприятия, а также деревообрабатывающие и лесохимические. Быстро развивалась на Урале в 1907-1913 гг. кустарная промышленность. Общий оборот ее в Пермской губернии возрос в 1913 г. по сравнению с концом XIX в. в три-четыре раза.

С начала первой мировой войны промышленность Урала перешла к массовому выпуску военной продукции, увеличив ее производство к середине 1915 г. в 204 раза. В Перми выпускались крупнокалиберные снаряды, в Ижевске — винтовки. Стабильно работали казенные металлургические заводы. С середины 1915 г. крупные военные заказы и субсидии получили частные горные заводы. По количеству предприятий и числу рабочих мест, обслуживающих оборонную промышленность, Урал стоял в 1916 г. на третьем месте в России после Московского и Петроградского районов. Здесь было сосредоточено 9 % промышленных предприятий и 14,9% рабочих страны.

На работе уральской промышленности негативно сказывались дезорганизация железнодорожного транспорта, нехватка рабочих рук, недостаток топлива и сырья. Это привело к тому, что в 1915-1916 гг. остановились 22 доменные печи, а 4 работали с неполной нагрузкой. Однако доля Урала в производстве железа и стали в стране росла, а в выплавке меди почти не сокращалась. В Богословском, Невьянском и Нижне-Тагильском округах были построены новые снарядные заводы, из Прибалтики на Урал было эвакуировано оборудование трех машиностроительных заводов. Коммерческие банки финансировали техническую перестройку уральской промышленности.

С целью улучшения управления милитаризованной экономикой в ноябре 1915 г. было создано Уральское заводское совещание, председателем которого стал главный горный начальник Уральского горного управления П. И. Егоров. Этому органу, являвшемуся отделением Особого совещания по обороне государства, оказывали содействие Земский и Городской союзы и Уральский военно-промышленный комитет (ВПК), созданный в июне 1915 г. Председателем его был глава Екатеринбургской биржи П. В. Иванов. Рабочей группой при ВПК, возникшей в мае 1916 г., руководил кадет Л. А. Кроль. В выборах в рабочую группу принимали участие 35 % уральских рабочих.

В годы войны численность рабочих возросла за счет привлечения их из западных районов страны, а также военнопленных, иностранных граждан, женщин и подростков.

Во время войны резко увеличились прибыли владельцев заводов. Богословское общество дало в 1913 г. 31 % прибыли на основной капитал, а в 1916 г.- 65 %.

За время первой Мировой войны была милитаризована экономика Урала.

Транспорт

В предвоенный период на Урале особенно широко велось железнодорожное строительство, которое финансировали петербургские коммерческие банки. Строились железные дороги Синарская — Шадринск (1911 -1913 гг.), Лысьва — Бердяуш (1913-1916 гг.), в 1909 г. началась эксплуатация линии Екатеринбург — Кунгур — Пермь. Заметно возросла в этот период роль водного транспорта, сосредоточенного в руках пароходовладельцев Мешкова, Любимова и братьев Каменских.

Сельское хозяйство

В начале XX в. в сельском хозяйстве было занято свыше 80 % населения Урала. Аграрный вопрос в регионе крайне осложнялся тем, что затрагивал интересы не только крестьян, но и рабочих. В условиях начавшегося экономического кризиса начала века, когда реальная заработная плата рабочих снизилась, возросла безработица, рабочие требовали от заводчиков, являв-шихся крупными землевладельцами, расширения наделов. Горнозаводчики выдвигали свои условия, и наделение рабочих землей в первые годы XX в. не было завершено.

В этот период на Урале происходило дальнейшее развитие капитализма. Доля дворян в частном землевладении неуклонно сокращалась, тогда как частные земельные владения крестьян выросли с 1877 по 1905 г. в четыре раза. Их средний земельный надел составлял 12 дес., из которых 7 приходилось на пашню. Этого было недостаточно, чтобы прокормить семью. Положение крестьян усугубилось вследствие неурожая 1901 г., охватившего в числе других Оренбургскую, Пермскую и Уфимскую губернии. Все это, а такжё повышение арендных цен на землю привело к увеличению задолженности крестьян по налогам.

Вследствие усиливающейся дифференциации различные группы крестьян распределялись в губерниях Урала крайне неравномерно: маломощные хозяйства бедняков составляли 52 %, середняков — 30%, зажиточных крестьян — 18 %. У последних земли было в 1900 г. в Ирбитском- уезде в 10 раз, а в Екатеринбургском уезде — в 13 раз больше, чем у бедняцких хозяйств. В Шадринском уезде богатые крестьянские хозяйства развивались в сторону фермерского типа. Они занимались торговлей, маслоделием, семеноводством, извозом, кустарными промыслами, ростовщичеством.

Доля дворян в частном землевладении сокращалась, а крестьян — росла.

С ноября 1906 г. по инициативе П. А. Столыпина началась аграрная реформа, направленная на капиталистическую перестройку крестьянского землевладения. Крестьяне получили возможность свободно выходить из общины на хутора и отруба, скупать земли, в том числе дворянские через Крестьянский банк, закреплять их в свою собственность.

На Урале столыпинская аграрная реформа дала : меньшие результаты, чем в целом по стране. Если по России в ходе ее было реформировано 26 % крестьянских дворов, то на Урале — 10,2 %. Это было связано с особенностями землепользования на горнозаводском Урале — незаконченностью наделения землей бывших государственных крестьян, разбросанностью крестьянских участков, отсутствием дорог, неравноценностью почвы и разнообразием рельефа местности, а также сложностью крестьянской общины в регионе, которая нуждалась в групповом землеустройстве.

Хутора и отруба на Урале не получили распространения, поскольку многие бедные крестьяне выходили из общины, чтобы продать свои наделы. И это несмотря на помощь Крестьянского банка, который скупал помещичьи латифундии, земли башкир и продавал их крестьянам.

Большую помощь оказывал Крестьянский банк переселенцам, 70 тыс. которых в 1907-1914 гг. осело на уральской земле. Они на льготных условиях получали земельные участки и единовременные ссуды. Местные власти устраивали для переселенцев общественные работы, чтобы поддержать их в материальном отношении. Часть уральцев переселялась в Сибирь. В 1906-1914 гг. через Челябинский регистрационный пункт на восток прошло 246 тыс. переселенцев и ходоков. За тот же период обратно на Урал переселилось около 59 тыс. человек.

Крупные изменения произошли в тех сельскохозяйственных районах, где имелись помещичьи хозяйства. Земли эти брали в аренду или покупали зажиточные крестьяне. Скупали они и владения своих соседей-односельчан. Поэтому количество безземельных крестьян постоянно росло.

Аграрная реформа проводилась в России сверху, административными методами, и при поддержке части крестьян она усилила заинтересованность крестьян-собственников в результате своего труда, увеличила приток банковского капитала в сельское хозяйство, способствовала распространению различных форм кооперации.

На Урале столыпинская аграрная реформа дала меньшие результаты, чем в целом по России.

На сельское хозяйство Урала повлияла первая мировая война. К середине 1917 г. в уральских губерниях из сельской местности было мобилизовано 1298 600 человек, что составляло около 45 % всех трудоспособных мужчин. Это, а также реквизиция скота и гужевая повинность подорвали производительные силы в сельском хозяйстве края. За два года войны посевные площади сократились на 625 тыс. десятин, значительно уменьшилось поголовье скота, что вело к дальнейшему росту числа бедняцких хозяйств.

Предыдущая запись Наука на Урале
Следующая запись Испания, это не только бои быков — горящие туры из Москвы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика